МОУ "Бутырская ООШ" Валуйского района Белгородской области
Белгородская область Валуйский район село Бутырки улица Школьная,8
  • Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

    Автор: Мирошниченко В.П.
    Профилактика суицидального поведения детей и подростков. Прежде всего необходимо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
    Профилактика суицидального поведения у детей и подростков.

    Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

    Прежде всего необходимо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

    При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

    · внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

    · правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

    · не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

    · не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

    · постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

    · не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

    · стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

    · оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,

    · оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,

    · внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

    · не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

    Рекомендации родителям

    Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.

    Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

    Родителям можно рекомендовать:

    ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

    анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

    учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

    воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

    не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

    не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

    Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

    Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

    Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

    В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

    В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie